мой ЮТУБ канал прикольных МУЛЬТИКОВ!
мой ТЕЛЕГРАМ канал прикольных МУЛЬТИКОВ!

Оглавление

Уроки 10 - 11 Психическое здоровье человека

Показатели психического здоровья и нездоровья

Задание

Читая текст, обратите внимание на характеристику понятия «психическое здоровье».


Психическое здоровье — это ощущение благополучия, то есть такое состояние, когда человека не угнетают неразрешимые проблемы. Психически здоровый человек управляет своими эмоциями, не пасует перед трудностями. Если с ним случаются неприятности, он сам, своими силами разрешает возникшие проблемы. Такой человек свободно развивает свои способности, добивается поставленной цели, чувствует себя полезным, нужным для семьи и общества.

Если какой-то элемент психического здоровья нарушен, то у человека начинаются проблемы. Он постоянно пребывает в дурном настроении, неправильно (неадекватно) реагирует на проблемы, то и дело вступает в конфликты с окружающими. Когда всё это становится нормой жизни, можно предположить, что психическое здоровье данного человека находится в расстроенном состоянии.

Психическое состояние во многом зависит от личностных качеств, от умения оценить обстановку, принять правильное решение, убедить себя в том. что поступать нужно именно так. Достичь психического здоровья — значит в какой-то степени победить самого себя!

Вы уже убедились, что психическое здоровье связано с наличием у человека важных личностных качеств — воли, внимательности, целеустремлённости. Именно они помогают сосредоточиться, оценить обстановку и сделать правильный выбор. Если развивать волевые качества. то можно спокойно и рассудительно принимать любые жизненные проблемы.

В одном древнем индийском трактате говорится: «Если бы кто-нибудь в битве тысячекратно победил тысячу людей, а другой победил бы себя одного, то именно этот другой — величайший победитель в битве». Психологи предлагают различные способы работы над собой, приведения своего психического состояния в хорошую форму. Одно из важных условий на этом пути — умение вовремя снимать напряжение, отдыхать. Например, хорошие результаты даёт релаксация — глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Связь между расслаблением мышц и улучшением эмоционального состояния глубоко закономерна. Ведь когда человек возбуждён, взволнован, угнетён, то возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Когда же мы их намеренно расслабляем, мы как бы говорим нашей психике: «Уже всё хорошо». Есть целый ряд упражнений, которые помогают снять мышечное напряжение.

Умение управлять своими эмоциями сохраняет не только ваше психическое здоровье, но и психическое здоровье тех, кто вас окружает.

Вы хорошо знаете, как влияют на людей положительные эмоции: улыбка вызывает ответную улыбку; смех и приятное общение улучшают настроение. Отрицательные эмоции дают противоположный результат. Психическое здоровье напрямую зависит от умения сдерживать свои отрицательные эмоции. Вот несколько советов, которые помогут воспитать это умение.

Вы только что проснулись. Лёжа в постели, потянитесь, улыбнитесь себе. Ваша первая улыбка определит настроение на весь день.

Практическая работа

Цель: научиться снимать напряжение с разных групп мышц.

Задание: проделайте следующие упражнения.

Оцените себя. Определите, есть ли у вас признаки стресса?

Ответьте на вопросы:

1) Часто ли вам хочется плакать?

2) Имеете ли вы привычку грызть ногти? Накручивать на палец волосы? Щёлкать пальцами?

Оцените себя. Если на все вопросы вы ответили положительно — значит, вы подвержены стрессу. Если половина ответов положительна, обратите внимание на своё психическое здоровье. Если на все вопросы дан отрицательный ответ — состояние вашей нервной системы хорошее.

Задание

1. Объясните, как вы понимаете высказывание древних: «Легче устранить причину, порождающую зло, чем бороться с ним».

свидетельствуют о том, что они находятся на грани стресса? В состоянии стресса?


Домашнее задание

Проведите сеанс самовнушения. Примите удобную позу, представьте, что вы находитесь в приятном для вас месте: на берегу моря, на лугу, в цветущем саду. Мысленно внушайте себе: «Я совершенно спокоен...», «Меня ничего не тревожит...», «Я отдыхаю...*. Повторяйте так до тех пор, пока действительно не почувствуете расслабления. Думайте только о том, что вы произносите, и о том месте, куда вы мысленно перенеслись.


Перед тем, как сесть за домашние задания, подойдите к зеркалу, улыбнитесь себе, скажите с улыбкой и уверенно: «У меня всё получится», «Я работаю быстро и хорошо», «У меня хорошее рабочее настроение».

Практическая работа

Цель: определить, насколько развиты ваши волевые качества.

Задание: ответьте на вопросы и самостоятельно сделайте выводы.

Оцените себя. Положительные ответы на все вопросы свидетельствуют, что с волей у вас всё в порядке; если большинство ответов — «не знаю» («бывает», «случается»), то вам необходимо воспитывать у себя волевые качества.

Задание

Объясните слова Сенеки «Сильнее всех — владеющий собой».

Приглашаем к дискуссии

Обсудим высказывания: «Не стоит бояться ошибок», «Неудача обязательно приведёт вас к успеху, если вы проанализируете её причины», «Не ошибается только тот, кто ничего не делает».

Сделаем вывод и запомним его

Человеку вредят не столько его ошибки или неудачи, сколько нежелание эти ошибки устранять, а также страх перед новыми неудачами. Пословица гласит: «Кто не падает, тот не поднимается». Следуйте примеру великих учёных, которые много раз ошибались, но никогда не отступали перед неудачами. Почаще говорите себе: «Я способен добиться своей цели, и я сделаю это!»

Как вы организуете свою жизнь и деятельность?

Приглашаем к дискуссии

Обсудим высказывание. Справедливо ли оно? Приведём доказательства.

К нашему физическому и психическому здоровью непосредствентое отношение имеет ответ на вопрос «Как мы организуем свою повседневную жизнь и деятельность?».

Вспомните:

Что такое режим дня? Какова его роль в поддержании здоровья?

Задание

Проанализируйте приведённые ниже утверждения. Какие из них вы относите к истинным, а какие — к ложным?

9. Время, проводимое перед компьютером, должно быть строго регламентировано.

Оцените себя. Какие суждения имеют место в вашей жизни?

К истинным относятся утверждения: 1, 3, 4, 7, 9.

Домашнее задание

Каждая группа предлагает свой план организации жизни и деятельности старшего подростка — школьника 7—9 классов. Выбирается экспертная группа, которая оценивает качество плана.

Подсказка

Используйте следующие советы.

!-- Step 2 - Decide on the place where you want to place the video -->
. Важно, чтобы скрипт был после блока. Например, можно разместить перед тегом -->