Урок 1
Информация-Информатика-Компьютер.
Техника безопасности и организация рабочего места.
Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов
Цели урока:
·
познакомить учащихся с
учебником;
·
познакомить учащихся с
техникой безопасности и правильной организации рабочего места;
·
дать
представление о предмете изучения.
Основные понятия:
·
информация;
·
информатика;
·
компьютер;
· данные.
Оборудование:
·
Плакат 1. Техника
безопасности.
· Плакат 2. Как мы воспринимаем информацию.
Ход урока:
1) Правила техники безопасности и организации рабочего места: §2.2, плакат 1. (После
знакомства с правилами учащиеся подписываются в журнале по ТБ в получении
инструктажа.)
ТБ в кабинете информатики:
·
входите в кабинет
спокойно, осторожно, не торопясь, не толкаясь, не задевая мебель, оборудование
и только с разрешения учителя;
·
не входите в
верхней и влажной одежде;
·
не включайте
самостоятельно щит электропитания.
ТБ перед началом работы:
·
не размещайте
на рабочем месте посторонние предметы;
·
убедитесь в
отсутствии видимых повреждений аппаратуры.
ТБ во время работы на ПК:
·
чтобы не
навредить здоровью выполняйте рекомендации: §2.2;
·
включайте и перезагружайте
ПК только с разрешения учителя;
·
не трогайте
питающие провода и разъёмы соединительных кабелей;
·
не
прикасайтесь к экрану и тыльной стороне монитора;
·
работайте на
клавиатуре чистыми, сухими руками;
·
на клавиши
нажимайте легко, не задерживая их в нажатом положении; не допускайте резких
ударов по клавишам;
·
не вставайте с
рабочего места, когда входят в кабинет посетители;
·
не
перемещайтесь по кабинету без разрешения учителя;
·
не пытайтесь
самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;
·
при неполадках
и сбоях в работе ПК немедленно прекратите работу и сообщите об этом учителю.
ТБ после окончания работы на ПК:
·
выйдите из
прикладных программ;
·
с разрешения
учителя выключите ПК;
·
наведите порядок на
рабочем столе;
·
приставьте стул;
· сдайте рабочее место учителю.
2) Знакомство с учебником: с.6.
3) Объяснение нового материала: Информация. Информатика. Компьютер, §1.1, плакат 2.
Информация - это знания и сведения об
окружающем нас мире.
Человек получает
информацию с помощью органов чувств: органов зрения,
слуха, вкуса, осязания и обоняния.
·
Задание: №4 или №5
§1.1.
Задание №4 §1.1.
Заполните
следующую таблицу:
Вид информации |
Чувство |
Орган |
Зрительная |
Зрение |
Глаза |
Звуковая |
Слух |
Уши |
Вкусовая |
Вкус |
Язык |
Обанятельная (запах) |
Обоняние |
Нос |
Осязательная (ощущение) |
Осязание |
Кожа |
Задание №5 §1.1.
Животные
также получают информацию с помощью своих органов чувств, но значимость того
или иного органа чувств для различных животных различна. Какое, по вашему
мнению, чувство является самым главным и наиболее развитым у орла; волка;
летучей мыши; дельфина; крота? (Соедините стрелками.)
Ответ: у орла наиболее развито
зрение; у волка — обоняние; у летучей мыши — слух; у дельфина — слух; у крота —
осязание.
·
Рассказ об
оптических иллюзиях, подчеркивающий несовершенство наших органов чувств, плакат
2.
Для
получения более точной информации человек использует
различные приборы и устройства: линейку, транспортир, термометр,
барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и т.д.
Виды
информации по
форме представления (таблица): числовая, текстовая, графическая,
звуковая, видеоинформация.
Компьютер увеличивает возможности
человека при работе с информацией: помогает хранить,
обрабатывать и передавать информацию.
Данные - информация, представленная в
форме, пригодной для хранения, передачи и обработки компьютером.
Информатика - наука, занимающаяся
изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации с
помощью компьютера.
·
Рассказ (в
общих чертах) об
устройстве компьютера (провести аналогию между функциями органов
человека и функциями устройств компьютера).
·
Задание РТ: №4
с.56.
Задание РТ: №4 с.56.
Компьютер
состоит из устройств, выполняющих некоторые функции мыслящего человека. Проведите
аналогию между человеком и компьютером и заполните таблицу.
Органы человека |
Информационный процесс |
Устройства компьютера |
Органы чувств |
Приём (ввод информации) |
Клавиатура, мышь, сканер |
Мозг |
Хранение информации |
Память |
Мозг |
Обработка информации |
Процессор |
Органы речи и опрорно-двигательной системы |
Передача (вывод информации) |
Монитор, принтер |
4) Материал для любознательных: §3.10.
"Профессии"
компьютера: вычислитель,
пишущая машинка, издатель, переводчик, личный секретарь, художник, конструктор,
модельер, архитектор, дизайнер, мультипликатор, композитор и музыкант,
почтальон, справочное бюро, библиотекарь, бухгалтер, делопроизводитель, врач,
учитель, игротека и т.д.
5) Домашнее задание:
§1.1, §2.2,
§3.10, вопросы и задания после параграфов.
РТ: №1, №2
с.3; №4 с.56.
Подготовиться
к тестированию по изученному материалу.
6) Компьютерный проект (творческая работа) по итогам обучения информатики в
5 классе (объявить,
что лучшие работы будут представлены на выставке-конференции):
·
текстовый документ в
текстовом процессоре ("Чему я научился на уроках информатики" и др.);
·
рисунок в
графическом редакторе;
·
комбинированный документ, созданный средствами текстового процессора и графического
редактора;
·
анимация на
свободную тему;
·
слайд-шоу;
· презентация и т.д.
7) Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов. (Перед началом работы
закрепить за учащимися рабочие места.)