Урок 12
Кодирование информации
Цели урока:
· показать
учащимся многообразие окружающих человека кодов;
· отметить роль
кодирования информации.
Основные понятия:
· условный знак;
· код;
· кодирование.
Оборудование:
· Мультимедийный проектор.
Ход урока
1) Актуализация и проверка усвоения изученного
материала:
·
Ученики отвечают на
вопросы.
○ Что такое информация?
○ Какие действия человек
совершает с информацией?
○ Как человек хранит
информацию?
○ Назовите носители информации
прошлого?
○ Какие современные носители
информации вам известны?
○ Какими техническими характеристиками должны
обладать носители информации в будущем?
· Ученики отвечают на вопросы УЧ: №1-4 с.23
§1.4.
1. Приведите пример обмена информацией
между людьми. Что в вашем компьютере является источником информации, а что -
приемником?
2. Приведите пример источника
информации и расскажите о нем.
3. Чем отличается источник
информации от приемника?
4. Является ли природа источником информации для
человека? Приведите пример из собственной жизни.
· Визуальная проверка РТ: №6 с.12 с последующим
обсуждением.
· Обсуждаются результаты выполнения или
совместное выполнение РТ: №7 с.13-14.
· Разгадывается всем классом кроссворд
"Передача информации" РТ: №9 с.15.
2) Объяснение нового материала: Кодирование
информации, §1.6, §3.6.
· Подчеркнуть многообразие окружающих нас кодов.
· Использовать материал для любознательных: §3.6.
· Подготовить презентацию для сопровождения
изложения нового материала.
· К уроку относится большое количество
разнообразных заданий в РТ: часть из них выполнить на уроке, остальные - дома.
Передаваемая информация может поступать от источника к
приёмнику с помощью условных знаков или сигналов, т.е. в закодированном
виде.
Сигналы: звуковые; световые; тепловые;
электрические; с помощью жеста, слова, движения, условного знака и др.
Приёмник расшифровывает сигнал.
Звонок: будильника, телефона, в школе, в дверь.
Как понимать сигналы договариваются заранее.
Код - это система условных знаков для представления информации.
Кодирование - это представление информации с помощью некоторого
кода.
Примеры кодов: оценки; ноты; знаки дорожного
движения; индекс на письмах; книги для слепых (выдавливаются точки); в памяти
компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и
единиц.
○ Показать фрагмент кодовой таблицы Windows.
○ Закодировать слово КНИГА, используя десятичный код.
○ Пример 1 и 2 с.27 учебника (устно разобрать).
3) Материал для любознательных: Язык
жестов, §3.6.
◐ Игра. Покажите с помощью жестов:
а) просьбу сохранять молчание;
погрозите; покажите важность темы (указательным пальцем);
б) удивление, сомнение (пожиманием
плечами);
в) несогласие, согласие (движением головы).
◐ Древний Рим, император, оставлять в живых гладиатора или
нет (большой палец вверх или вниз).
◐ Нельзя чесать голову и теребить одежду при посторонних
- пренебрежение.
◐ Здороваться: пожимаем руки; китайцы
пожимали руки самим себе (сейчас так делают артисты); эскимосы легонько стучали
кулаками по голове и по плечам; лапландцы тёрлись носами; египтяне прикладывали
ладонь ко лбу (сейчас военные).
◐ Восхищение: хлопаем в ладоши; испанцы и
мексиканцы подносят к губам сжатые пальцы и воспроизводят звук поцелуя;
бразильцы держатся за мочку уха.
◐ Международный жест: поднятая рука
(обратить внимание, ответить на вопрос).
◐ Помахать на прощание, а у латиноамериканцев этот жест
- приглашение. Высунуть язык - оскорбление, а в Тибете - будь спокоен, я не
замышляю ничего против тебя.
◐ Профессиональные жесты: у судей
соревнований, у водолазов, у дирижёра; немые люди.
· Задания РТ: №20 - №29 с.23-28.
· Для выполнения заданий 19-24 требуется
знание алфавита. Так как не все учащиеся хорошо его помнят, то целесообразно
заранее распечатать карточки-подсказки с алфавитом по одной на каждую парту.
4) Домашнее задание:
§1.6, §3.6, вопросы.
РТ: №10-№19 с.16-23. [В №19 с.23
"Своё имя" заменить на "ШКОЛА", а "Название любимого
школьного предмета" - на "ИНФОРМАТИКА".]
РТ: №20 - №29 с.23-28. [Для тех, кто
не успел в классе.]