мой ЮТУБ канал прикольных МУЛЬТИКОВ!
мой ТЕЛЕГРАМ канал прикольных МУЛЬТИКОВ!

Урок 13

 

Формы представления информации. Метод координат



Цели урока:


·  систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;

·  объяснить, почему выбирается та или иная форма кодирования;

·  познакомить учащихся с методом координат.


Основные понятия:


·  код;

·  кодирование;

·  графический способ кодирования;

·  числовой способ кодирования;

·  символьный способ кодирования.


Оборудование:


·  презентация "Прямоугольная система координат".

·  мультимедийный проектор.

Ход урока


1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала:

◙ Ученики отвечают на вопросы УЧ: §1.6 №1 - №4 с.28.

  1. Что вы понимаете под кодированием информации? [Кодирование – это представление информации с помощью некоторого кода.]

 

  1. С какой целью люди кодируют информацию? [Сокращение записи, засекречивание (шифровка), удобство обработки и др.]

 

  1. Что можно назвать кодом? [Код – это система условных знаков для представления информации.]

 

  1. Ребус – это слово или фраза, закодированные с помощью комбинации фигур, букв и знаков. Попробуйте декодировать сообщение, т.е. разгадать следующий ребус:

 

http://www.zaitseva-irina.ru/upload/main1225019832.jpg

 

Ответ: компьютер.

 

  1. Составьте ребус для одного из следующих слов: информация, кодирование, хранение, передача, обработка. [Визуальная проверка выполнения задания.]

◙ Визуальная проверка выполнения заданий РТ: №10 - №19 с.16-23 с последующим обсуждением вариантов их выполнения.

 

Ответы

 

  1. Триста восемьдесят девять миллиардов триста шестьдесят пять миллионов четыреста две тысячи двести один.

 

  1. 1 000 000 000
    30
    1
    1 970
    31
    1 999
    10 957
    262 968
    946 684 800
    30
    1 000 000 000
  2. а) (3 + 4) · 4 : (8 – 6) = 14 или http://www.zaitseva-irina.ru/upload/main1225083943.jpg

    б) http://www.zaitseva-irina.ru/upload/main1225084110.jpg
  3.  

Слагаемое

125

348

98

Слагаемое

66

21

210

Сумма

191

369

308

125 + 66 = 191

348 + 21 = 369

98 + 210 = 308

  1.  
  2.  

Сфера применения кода

Используемые знаки

Запись арифметических выражений

Цифры, знаки арифметических операций, скобки и др., например: +, ·, (), –, 25, :, = и др.

Запись мелодий

Нотные знаки, например:

Ноты

Запись звуков речи

Буквы алфавита, например: А, Б, В, Г, Д и др.

Оформление календаря природы

Знаки, например:

Ясно Малооблачно Пасмурно Дождь

Управление движением транспорта

Дорожные знаки, например:

http://www.zaitseva-irina.ru/upload/main1225084978.jpg http://www.zaitseva-irina.ru/upload/main1225084998.jpg http://www.zaitseva-irina.ru/upload/main1225085024.jpg

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  
  6.  

 

2) Объяснение нового материала: Формы представления информации. Метод координат, §1.7, §1.8.

 

 Подчеркнуть, что за видимым многообразием форм представления информации скрыто три основных способов кодирования информации: графический, числовой и символьный. Выбор способа кодирования зависит от цели кодирования.

 Метод координат рассматривается как один из примеров представления (кодирования) информации с помощью чисел. Если позволяет время, то уделить методу координат отдельный урок!!!

 

Одну и ту же информацию можно представить разными кодами, т.е. в разных формах.


Формы представления (способы кодирования) информации:
– разговорные языки (более 2000);
– язык мимики и жестов;
– язык рисунков и чертежей;
– научные языки (математики, программирования);
– языки искусства (музыка, живопись, скульптура);
– специальные языки (азбука Брайля, азбука Морзе, флажковая азбука).

Выбор форм представления (способа кодирования) зависит от цели, ради которой оно осуществляется.

 

Цели: сокращение записи; засекречивание (шифровка); удобство обработки и др.


Способы кодирования информации:
1) графический (с помощью рисунков, значков, схем, чертежей, графиков);
2) числовой (с помощью чисел);
3) символьный (с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст).

Кодирование – переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для хранения, передачи или обработки.

 

Декодирование – действия по восстановлению первоначальной формы представления информации.


Для декодирования нужен код.

Прямоугольная система координат, Рене Декарт, ось абсцисс (ОХ), ось ординат (ОУ), начало координат, единичный отрезок, координаты точки (абсцисса, ордината), координатные четверти.


Шахматная доска.


3) Материал для любознательных: УЧ: игра "Морской бой", §3.7 с.124.


4) Закрепление изученного материала.

◙ Ученики отвечают на вопросы УЧ: §1.7 №3 - №6 с.30.

  1. Выразите словами смысл следующего арифметического выражения:

http://www.zaitseva-irina.ru/upload/main1225042454.jpg

 

Вариант ответа: если сумму чисел "один", "два", "три", "четыре" и "пять" разделить на разность чисел "десять" и "семь", то получится число "пять".

 

Вариант ответа: частное от деления суммы первых пяти натуральных чисел на разность чисел "десять" и "семь" равно "пяти".

 

  1. Мальчик заменил каждую букву своего имени её номером в алфавите. Получилось 18 21 19 13 1 15. Как зовут мальчика?

 

http://www.zaitseva-irina.ru/upload/main1225041949.jpg

 

Ответ: Руслан.

 

  1. Зная, что каждая буква исходного текста заменяется третьей после неё буквой в алфавите русского языка, который считается записанным по кругу, декодируйте следующие сообщения:

    а) жуцёг льл, г ргмжиыядзузёл;
    б) фхгуюм жуцё оцъыз рсеюш жецш.


Ответ:
а) Друга ищи, а найдёшь – береги;
б) Старый друг лучше новых двух.

  1. Каждой букве алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца, второе – номер строки следующей кодовой таблицы:

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

к

л

м

н

о

ь

ъ

ы

э

ю

я

<пробел>

2

п

р

с

т

у

ф

х

ч

ц

ш

щ

,

3

а

б

в

г

д

е

ё

ж

з

и

й

.

 

Пользуясь данной таблицей, расшифруйте головоломку: (1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (12,1), (4,2), (5,1), (4,2), (12,2), (12,1), (1,1), (4,2), (5,1), (12,1), (1,1), (2,2), (1,3), (3,2), (10,3), (3,3), (5,1), (12,1), (1,2), (5,1), (3,2), (4,2), (5,2), (1,2), (1,3), (6,3), (4,2), (12,3).


Ответ: Красив тот, кто красиво поступает.


5) Домашнее задание:

§1.7, §1.8, §3.7, вопросы.
УЧ: №4 - №6 с.30 §1.7 (письменно). [Для тех, кто не успел в классе.]
УЧ: №5 §1.8 (письменно).
УЧ: №6* (письменно, по желанию) §1.8.
РТ: №31, №32 с.30.
РТ: №34 с.32-37 (количество вариантов по желанию).

 

<">

Содержание

<">