Урок 14
Текст как форма
представления информации.
Логическая игра
Цели урока:
·
углубить
представления учащихся о формах представления информации;
·
акцентировать внимание учащихся на тексте как одной из наиболее распространённых форм
представления информации.
Основные понятия:
·
текст;
·
текстовая информация.
Оборудование:
·
мультимедийный проектор.
Ход урока:
1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала:
·
Ученики отвечают на
вопросы.
·
Ученики отвечают на
вопросы №1, №2 с.30 учебника. (При ответе на вопрос №1, желательно,
чтобы ученики рассказали обо всех трех способах кодирования информации.)
·
Обсуждение заданий РТ:
№31, №32 с.30.
Задание РТ: №31 с.30.
Каждой букве
алфавита поставлена в соответствие пара чисел: первое число – номер столбца,
второе – номер строки следующей кодовой таблицы:
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
к |
л |
м |
н |
о |
ь |
ъ |
ы |
э |
ю |
я |
<пробел> |
2 |
п |
р |
с |
т |
у |
ф |
х |
ч |
ц |
ш |
щ |
, |
3 |
а |
б |
в |
г |
д |
е |
ё |
ж |
з |
и |
й |
. |
Расшифруйте
следующее сообщение:
(9,3) (1,3) (12,1) (5,3) (5,1) (2,3)
(2,2) (5,1) (12,1) (5,3) (5,1) (2,3) (2,2) (5,1) (3,1) (12,1) |
За добро добром |
(10,3) (12,1) (1,2) (2,1) (1,3) (4,2)
(11,1) (4,2) (12,3) |
и платят. |
Задание РТ: №32 с.30.
Зашифруйте с
помощью таблицы из предыдущего задания следующие слова:
меню |
(3,1) (6,3) (4,1) (10,1) |
пуск |
(1,2) (5,2) (3,2) (1,1) |
команда |
(1,1) (5,1) (3,1) (1,3) (4,1) (5,3)
(1,3) |
вкладка |
(3,3) (1,1) (2,1) (1,3) (5,3) (1,1)
(1,3) |
·
Визуальная проверка
выполнения задания РТ: №34 с.32-37.
Задание РТ: №34 с.32-37.
На
координатной плоскости отметьте и пронумеруйте точки, координаты которых
приведены ниже. Соедините точки в заданной последовательности. Помните, первое
число – по оси ОХ, второе – по оси ОУ. После проверки
правильности выполнения задания можно раскрасить полученную картинку цветными
карандашами.
Вариант 1
Отметьте
точки:
1(1,1),
2(2,1), 3(2,2), 4(3,2), 5(3,3), 6(7,3), 7(7,1), 8(11,1), 9(11,6), 10(7,6),
11(7,4), 12(1,4), 13(8,2), 14(10,2), 15(10,5), 16(8,5).
Соедините
точки:
1 – 2 – 3 –
4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 1.
13 – 14 – 15
– 16 – 13.
Ответ:
Вариант 2
Отметьте
точки:
1(1,2),
2(1,3), 3(2,4), 4(5,4), 5(4,5), 6(4,7), 7(5,8), 8(9,8), 9(10,7), 10(17,7),
11(17,6), 12(10,6), 13(10,5), 14(9,4), 15(13,4), 16(14,3), 17(14,2), 18(13,1),
19(2,1).
Соедините
точки:
1 – 2 – 3 –
4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 13 – 14 – 15 – 16 – 17 – 18 – 19 – 1.
Ответ:
Вариант 3
Отметьте
точки:
1(3,6),
2(6,3), 3(15,3), 4(18,6), 5(10,6), 6(10,16), 7(13,16), 8(12,15), 9(13,14),
10(10,14), 11(16,6).
Соедините
точки:
1 – 2 – 3 –
4 – 1.
5 – 6 – 7 –
8 – 9 – 10 – 11.
Ответ:
Вариант 4
Отметьте
точки:
1(2,6),
2(2,8), 3(1,10), 4(2,11), 5(4,8), 6(13,8), 7(15,6), 8(10,6), 9(8,2), 10(5,2),
11(7,6), 12(7,8), 13(6,10), 14(9,10), 15(10,8).
Соедините
точки:
1 – 2 – 3 –
4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 1.
12 – 13 – 14
– 15.
Ответ:
Вариант 5
Отметьте
точки:
1(40,10),
2(30,20), 3(30,30), 4(40,40), 5(50,40), 6(50,80), 7(90,80), 8(90,60),
9(110,60), 10(110,80), 11(120,80), 12(120,60), 13(130,60), 14(130,40),
15(140,40), 16(150,30), 17(150,20), 18(140,10).
Соедините
точки:
1 – 2 – 3 –
4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 13 – 14 – 15 – 16 – 17 – 18 – 1.
Ответ:
Вариант 6
Отметьте
точки:
1(30,30),
2(30,110), 3(40,130), 4(50,110), 5(50,80), 6(70,80), 7(70,120), 8(90,150),
9(110,120), 10(110,80), 11(130,80), 12(130,110), 13(140,130), 14(150,110),
15(150,30), 16(100,30), 17(100,70), 18(90,80), 19(80,70), 20(80,30).
Соедините
точки:
1 – 2 – 3 –
4 – 5 – 6 – 7 – 8 – 9 – 10 – 11 – 12 – 13 – 14 – 15 – 16 – 17 – 18 – 19 – 20 –
1.
Ответ:
2) Объяснение нового материала: Текст как форма представления информации, §1.9, с.35.
·
Подчеркнуть, что текст
– одна из наиболее распространенных форм представления информации.
·
Подготовить и
продемонстрировать тексты, отличающиеся по размеру, оформлению, назначению,
способу создания и др.
·
Актуализировать исторические сведения учащихся и вспомнить на чем и с помощью писали в
былые времена.
·
Отметить, что только
компьютер коренным образом изменил технологию письма.
Текст – одна из наиболее распространенных
форм представления информации.
Текст – это любое словесное
высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме.
Текстовая
информация – это
информация, представленная в форме письменного текста.
Письменный
текст – это
определенная последовательность символов. Пропуск, замена или перестановка
символов в тексте изменяет его смысл.
Записывали
информацию на
камне, глине, дереве, папирусе, пергаменте, бумаге … с помощью острого
камня, костяной палочки, птичьего пера, перьевой ручки, авторучки, пишущей
машинки (конец XIX века). Недостаток – чтобы внести изменения
в текст, надо его заново переписать.
Компьютер коренным образом изменил
технологию письма. Достоинства – в текст можно вносить изменения, не
переписывая его, записать в память, длительно хранить, отпечатать на принтере
копии без повторного набора, отправлять по электронной почте.
3) Закрепление изученного материала:
·
Задание РТ: №35
с.38 подчеркивает смысловой аспект текста.
·
Разобрать на уроке
первый (наиболее простой) и последний (самый сложный) варианты преобразований.
Задание РТ: №35 с.38.
Вам
разрешено заменять в исходном слове одну букву на другую так, чтобы
получившееся слово было существительным в именительном падеже. Пример: "слоН" – "слоГ".
Менять местами буквы запрещено.
Запишите цепочки превращений следующих слов:
Результат |
Исходное |
Цепочка превращений |
рак |
суп |
СУП – сук – сок – рок – РАК |
шаг |
бег |
БЕГ – бог – бок – бак – мак – маг – ШАГ |
суша |
море |
МОРЕ – горе – гора – кора – кома – кума – сума – СУША |
век |
миг |
МИГ – мир – пир – пар – бар – бас – бес – вес – ВЕК |
коса |
бант |
БАНТ – рант – рана – раса – роса – КОСА |
куб |
шар |
ШАР – пар – пир – тир – тор – бор – боб – зоб – зуб – КУБ |
слон |
муха |
МУХА – муза – луза – лоза – коза – кора – кара – каре – кафе – кафр –
каюр – каюк – крюк – урюк – урок – срок – сток – стон – СЛОН |
4) Домашнее задание:
§1.9,
вопросы.
РТ: №10 -
№12 с.16.
РТ: №35 с.38
(построить одну из цепочек по выбору учащегося).
5) Работа на компьютере:
·
Возможны несколько
вариантов работы на компьютере:
– логическая
игра, например, "Привет" из Роботландии;
–
компьютерный словарный диктант;
–
клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений.