Урок 4
Основная позиция
пальцев на клавиатуре.
Клавиатурный тренажер (Упражнения 1-8)
Цели урока:
·
дать
представление о принципе расположения букв на клавиатуре;
·
познакомить учащихся с
правилами квалифицированного клавиатурного ввода текстовой информации.
Основные понятия:
·
символьная
(алфавитно-цифровая) клавиатура;
·
основная позиция
пальцев на клавиатуре.
Оборудование:
·
Плакат 6.
Компьютер и информация.
·
Плакат 7.
Знакомство с клавиатурой.
·
Плакат 8. Правила
работы на клавиатуре.
Ход урока:
1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала:
·
Вопросы №1-4 §2.3.
·
Визуальная проверка
выполнения заданий РТ: №6 с. 57.
Задание РТ: №6, с.57
Раскрасьте
цветными карандашами основные группы клавиш:
1)
функциональные клавиши — коричневым;
2)
символьные (алфавитно-цифровые) клавиши — синим;
3) клавиши управления
курсором — зелёным;
4)
специальные клавиши — красным;
5) клавиши
дополнительной клавиатуры — жёлтым;
6*) клавиши
управления питанием — серым;
7*) Windows-клавиши не раскрашивайте.
Ответ:
·
Одному из учеников
предлагается на плакате 7 или на настоящем компьютере найти и показать те
группы клавиш, которые будут называть его одноклассники.
·
Наиболее сильному
ученику предложить самому назвать группы клавиш и показать их на клавиатуре.
·
Визуальная проверка
выполнения заданий РТ: №10 с.61, №11 с.62.
· Учитель
зачитывает вопросы, а ученики дают ответы по заданию РТ: №10 с.61
(Карточка 2.10).
· Учитель
предлагает отдельным ученикам зачитать свои ответы в задании РТ: №11 с.62
(Карточка 2.11).
2) Объяснение нового материала: Основная позиция пальцев на клавиатуре, §2.3,
плакат 8.
Обсуждение
результатов задания РТ: №8* с. 58 (проект "Самая необходимая буква").
Задание РТ: №8* с. 58
Проект "Самая необходимая буква в алфавите".
Откройте
своё любимое литературное произведение. Подсчитайте.
сколько букв расположено в одной полной строке (обычно 40-50). Отсчитайте такое
количество строк, чтобы в них содержалось примерно 1000 букв (20-25 строк). В
выделенном фрагменте как можно более точно пересчитайте сначала все буквы
"а", затем "б", "в" и так далее по алфавиту.
Полученные результаты занесите во второй столбец таблицы. Знаки препинания,
цифры и пробелы впишите в строку "Другие".
В третьем
столбце закрасьте клетки, соотвествующие восьми самым
распространённым буквам. Сравните свои результаты с данными, приведёнными в
последнем столбце таблицы.
Четвёртый и
пятый столбцы таблицы заполните вместе с учителем в классе.
Сравните
полученные результаты.
Буква, другой символ |
Сколько раз буква встретилась в тексте |
Среднее (заполнить с учителем) |
Чаще всего встретились буквы (заполнить
с учителем) |
Частота встречаемости в русском языке |
А |
|
|
|
62 |
Б |
|
|
|
14 |
В |
|
|
|
38 |
Г |
|
|
|
13 |
Д |
|
|
|
25 |
Е, Ё |
|
|
|
72 |
Ж |
|
|
|
7 |
3 |
|
|
|
16 |
И |
|
|
|
62 |
Й |
|
|
|
10 |
К |
|
|
|
28 |
Л |
|
|
|
35 |
М |
|
|
|
26 |
Н |
|
|
|
53 |
О |
|
|
|
90 |
П |
|
|
|
23 |
Р |
|
|
|
40 |
С |
|
|
|
45 |
Т |
|
|
|
53 |
У |
|
|
|
21 |
Ф |
|
|
|
2 |
Х |
|
|
|
9 |
Ц |
|
|
|
4 |
Ч |
|
|
|
4 |
Ш |
|
|
|
6 |
Щ |
|
|
|
3 |
Ы |
|
|
|
16 |
Ь, Ъ |
|
|
|
14 |
Э |
|
|
|
3 |
Ю |
|
|
|
16 |
Я |
|
|
|
18 |
Другие символы |
|
|
|
182 |
Обратить
внимание учеников на расположение русских букв на клавиатуре компьютера и
выяснить их точку зрения на вопрос, почему буквы расположены именно так, а не
иначе? В результате обсуждения следует подвести учеников к той мысли, что буквы
на клавиатуре расположены по принципу "наибольшей повторяемости". Для
доказательства этой гипотезы следует воспользоваться данными из таблицы задания
№8*.
Предварительно
следует подготовить в табличном процессоре таблицу следующего вида (эта работа
выполняется на демонстрационном компьютере, с помощью мультимедийного проектора
её результаты проецируются на большой экран):
Буква |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Среднее |
Частота |
А |
|
|
|
|
|
|
62 |
Б |
|
|
|
|
|
|
14 |
В |
|
|
|
|
|
|
38 |
Г |
|
|
|
|
|
|
13 |
Д |
|
|
|
|
|
|
25 |
Е, Ё |
|
|
|
|
|
|
72 |
Ж |
|
|
|
|
|
|
7 |
3 |
|
|
|
|
|
|
16 |
И |
|
|
|
|
|
|
62 |
Й |
|
|
|
|
|
|
10 |
К |
|
|
|
|
|
|
28 |
Л |
|
|
|
|
|
|
35 |
М |
|
|
|
|
|
|
26 |
Н |
|
|
|
|
|
|
53 |
О |
|
|
|
|
|
|
90 |
П |
|
|
|
|
|
|
23 |
Р |
|
|
|
|
|
|
40 |
С |
|
|
|
|
|
|
45 |
Т |
|
|
|
|
|
|
53 |
У |
|
|
|
|
|
|
21 |
Ф |
|
|
|
|
|
|
2 |
Х |
|
|
|
|
|
|
9 |
Ц |
|
|
|
|
|
|
4 |
Ч |
|
|
|
|
|
|
4 |
Ш |
|
|
|
|
|
|
6 |
Щ |
|
|
|
|
|
|
3 |
Ы |
|
|
|
|
|
|
16 |
Ь, Ъ |
|
|
|
|
|
|
14 |
Э |
|
|
|
|
|
|
3 |
Ю |
|
|
|
|
|
|
16 |
Я |
|
|
|
|
|
|
18 |
Другие |
|
|
|
|
|
|
182 |
Во время
урока в столбцы с номерами 1-6 заносятся данные, полученные учениками. Затем
выполняется подсчет средних значений. Как правило, средние значения, получаемые
в результате обработки данных на уроке, достаточно близки к результатам,
приведённым во втором столбце.
В результате
этой работы устанавливаются буквы, чаще всего встречающиеся в текстах на
русском языке. (В демонстрационном режиме здесь
желательно использовать возможности табличного процессора и отсортировать
строки таблицы по убыванию значений столбца "Среднее".) Ученики ищут
эти буквы на клавиатуре (можно использовать рисунок в §2.3. учебника) и
выясняют, что они действительно расположены в её центральной части.
·
Буквы на
клавиатуре расположены по принципу "наибольшей повторяемости".
·
В русских
словах часто встречаются гласные буквы О, Е, И, А и согласные
Н, Т, С, Р.
·
Клавиши с этими
буквами расположены в центре, их надо набирать указательными
пальцами.
·
Желательно
научиться работать на клавиатуре вслепую, т.е.
смотреть при работе на экран, а не на клавиши.
·
Основная позиция
пальцев на клавиатуре: зоны "ответственности" каждого
пальца обоих рук (рисунок в §2.3. учебника, плакат 8).
·
Правила, которые небходимо соблюдать при вводе
информации с помощью клавиатуры.
3) Домашнее задание:
§2.3, §3.11,
вопросы.
РТ: №9 с.60;
№12* с.63.
Подготовиться
к тестированию по изученному материалу.
4) Клавиатурный тренажер (Упражнения 1-8).