Урок 14
Понятие
как форма мышления, §2.3, с.36-38.
Практическая
работа №7. Размещаем текст и графику в таблице, с.138-140.
Цели
урока:
· познакомить учащихся с логикой – наукой о законах и формах человеческого мышления;
· сформировать представления о понятии как одой из форм мышления.
Основные
понятия:
· логика;
· объект;
· признак;
· понятие.
Оборудование:
· мультимедийный проектор; экран; ПК; план-конспект; презентации: «Мышление», «Понятие» (часть 1); файл для печати: Конспект.doc; заготовка: файл Загадки.doc.
Ход урока
1) Организационный этап.
2) Актуализация и
проверка усвоения изученного материала.
· Ответы на вопросы №1-5 с.35 §2.2.
№1.
Что такое реальная действительность?
Окружающий мир.
№2.
Какими средствами приема сигналов из внешнего мира
обладает человек?
Органы чувств человека.
№3.
Какие ощущения вы испытывали, купаясь летом в реке?
№4.
Из чего складываются восприятия? Приведите пример.
Восприятия складываются из отдельных ощущений. Мороженое – розовое, холодное, пахнет клубникой, сладкое.
№5. Каково
ваше представление о носителях информации? Опишите их.
· Визуальная проверка и обсуждение заданий РТ: №7 с.41.
Задание РТ: №7 с.41.
Укажите правильный ответ (отметьте галочкой).
1) Отдельное свойство объекта окружающего мира вызывает у нас:
c представление
c
ощущение
c восприятие
2) Целостное отражение объекта, непосредственно воздействующего на наши органы чувств, – это:
c представление
c ощущение
c
восприятие
3) Чувственный образ объекта, в данный момент не воспринимаемого, но воспринятого ранее, – это:
c
представление
c ощущение
c восприятие
3)
Объяснение нового материала. Понятие как форма мышления,
§2.3, с.36-38.
o
Самостоятельная
работа с учебником с использованием плана-конспекта: учащиеся подчеркивают
информацию в учебнике.
План-конспект
Понятие как форма мышления
1. Мышление помогает: …
2. Логика – это наука, изучающая …
3. Объекты – это …
4. Объект можно описать с помощью …
5. Признаками являются: а) …; б) …
6. Признаки могут быть: а) …; б) …
7. Заполните таблицу:
Берёза |
Признаки |
|
существенные |
несущественные |
|
|
|
|
8. Понятие – это …
9. Заполните таблицу:
Понятие выражено |
|
одним существительным |
словосочетанием |
|
|
10. Заполните таблицу:
Слова |
Определение |
Примеры |
Омонимы |
|
|
Синонимы |
|
|
11. Когда говорят, то пользуются …
12. Когда думают, то пользуются …, поэтому понятие – это форма …
4) Закрепление материала.
· Вопросы: №1-8 §2.3 с.38.
№1.
С помощью
чего можно описать любой объект реальной действительности?
№2.
Какие
признаки объекта считаются существенными? Приведите пример.
№3.
Что такое
понятие? Приведите примеры понятий, выраженных: а) одним существительным; б)
словосочетанием.
№4.
Приведите 2-3
примера слов-омонимов, выражающих различные понятия.
№5.
Приведите 2-3
примера слов-синонимов, выражающих одно понятие.
№6.
Можно ли
выражать понятие существительным во множественном числе?
№7.
Чем
отличается реально существующий объект от понятия?
№8.
Приведите
примеры понятий из повседневной жизни, а также из курсов математики, русского
языка, истории, географии и информатики.
· РТ: №8 с.42.
o
При выполнении
этого задания реализуются межпредметные связи.
Задание РТ: №8 с.42.
Укажите понятия, определяемые следующими словами (запишите в прямоугольниках).
1) Группа слов, которая выражает законченную мысль: предложение.
2) Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов: суффикс.
3) Часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их: местоимение.
4) Расстояние, преодолеваемое за единицу времени: скорость.
5) Часть прямой, ограниченная с двух сторон: отрезок.
6) Многоугольник с наименьшим числом сторон: треугольник.
7) Фигура, боковые грани которой – треугольники, а основание – многоугольник: пирамида.
8) Натуральное число, на которое заданное натуральное число делится без остатка: делитель.
9) Натуральное число, имеющее только два делителя: единицу и само число: простое число.
10) Два числа, произведение которых равно 1: взаимно обратные числа.
5) Практическая работа №7. Размещаем текст и
графику в таблице, с.138-140.
o
При выполнении
ПР№7 учащиеся закрепляют навыки создания таблиц, размещения в них текстовой и
графической информации.
6) Подведение итогов
урока.
7) Домашнее
задание.
· §2.3, с.36-38; вопросы.
· РТ: №9-№10 с.43-44.
· Индивидуально: План-конспект (письменно).
Работа 7. Размещаем текст и графику в таблице
Цель работы
· Научиться перемещать фрагмент текста в заданную ячейку таблицы;
· находить нужный рисунок в Коллекции клипов;
· вставлять рисунок из Коллекции клипов в требуемое место;
· придавать рисунку из Коллекции клипов размеры по своему усмотрению.
Задание
1.
Откройте текстовый процессор MS
Word.
2.
Откройте текстовый файл Загадки.doc
(Мои документы\6класс\Заготовки).
3.
Под текстом создайте таблицу, состоящую из 2 столбцов
и 6 строк.
4.
Загадки разместите в ячейках таблицы «лесенкой».
Переносите нужные фрагменты текста следующим способом:
1) выделите нужный фрагмент;
2) нажмите левую кнопку мыши внутри выделенной области и перетащите фрагмент в нужное место;
3) отпустите кнопку мыши.
5.
В ячейку таблицы, рядом с первой загадкой,
поместите картинку-разгадку из Коллекции
клипов. Для этого:
1)
поместите указатель мыши в нужную ячейку и выполните
команду [Вставка – Рисунок – Картинки];
2)
в поле ввода Искать
введите ключевое слово книги. Для запуска поиска щелкните на кнопке Начать (или нажмите клавишу Enter);
3)
выберите щелчком подходящий рисунок.
6.
Щелкните левой кнопкой мыши внутри области рисунка
– вокруг рисунка появится восемь черных квадратов – маркеров. Перетаскивая
маркеры, придайте рисунку размеры по вашему усмотрению.
7.
Повторите п. 5-6 для оставшихся загадок (соответствующие
рисунки находите по ключевым словам).
8.
В верхней части страницы создайте красочную надпись
«ЗАГАДКИ». Получившийся документ должен иметь примерно такой вид, как на
следующей странице.
9.
Сохраните файл в собственной папке под именем Отгадки и
закройте программу.
Страну чудес откроем мы И встретимся с героями, В строчках, на листочках, Где станции на точках. |
|
|
Три глаза – три приказа, Красный – самый опасный. |
Я в любое время года И в любую непогоду Очень быстро в час любой Провезу вас под землёй. |
|
|
Едет конь стальной, рычит, Сзади плуги волочит. |
Что за чудо синий дом, Окна светлые кругом, Носит обувь из резины И питается бензином. |
|
|
В поле лестница лежит, Дом по лестнице бежит. |