Урок 15
Как
образуются понятия, §2.3, с.38-42.
Практическая
работа №8. Строим диаграммы (задания 1-2), с.140-141.
Цели
урока:
· дать учащимся общее представление об основных логических приемах формирования понятий – анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении;
· познакомить их с возможностями визуализации числовых данных средствами текстового процессора Word.
Основные
понятия:
· анализ;
· синтез;
· сравнение;
· абстрагирование;
· обобщение.
Оборудование:
· мультимедийный проектор; экран; ПК; презентация «Понятие» (часть 2); заготовки: файлы Задача1.doc, Задача2.doc.
Ход урока
1) Организационный этап.
2) Актуализация и
проверка усвоения изученного материала.
· Ответы на вопросы №1-8 с.38 §2.3.
№1.
С помощью
чего можно описать любой объект реальной действительности?
№2.
Какие
признаки объекта считаются существенными? Приведите пример.
№3.
Что такое
понятие? Приведите примеры понятий, выраженных: а) одним существительным; б)
словосочетанием.
№4.
Приведите 2-3
примера слов-омонимов, выражающих различные понятия.
№5.
Приведите 2-3
примера слов-синонимов, выражающих одно понятие.
№6.
Можно ли
выражать понятие существительным во множественном числе?
№7.
Чем
отличается реально существующий объект от понятия?
№8.
Приведите
примеры понятий из повседневной жизни, а также из курсов математики, русского
языка, истории, географии и информатики.
· Визуальная проверка и обсуждение заданий РТ: №9-№10 с.43-44.
o
РТ: №9 с.43. Дети
могут придумать не все, а хотя бы несколько загадок.
Задание РТ: №9 с.43.
Как правило, в загадке в замысловатой форме дается описание существенных признаков некоторого предмета. На основании этой информации требуется догадаться, о каком предмете идет речь.
Придумайте загадки для понятий «телефон», «стол», «дискета», «записная книжка», «мышь», «школа».
Телефон
Стол
Я на кухне самый нужный
Для семьи большой и дружной!
Я готов служить всегда
И стоит на мне еда!
Все тарелки, ложки, кружки,
Мои верные подружки,
Не посыпятся на пол,
С ними вместе друг их ... (стол)
Дискета
В ней записаны программы
И для мамы, и для папы!
В упаковке, как конфета,
быстро вертится ... (дискета)
Записная книжка
Мышь
Скромный серый колобок,
Длинный тонкий проводок,
Ну а на коробке –
Две или три кнопки.
В зоопарке есть зайчишка,
У компьютера
есть ... (мышка)
Школа
Задание РТ: №9 с.44.
С помощью толковых словарей перечислите существенные признаки, составляющие содержание понятий.
Понятие |
Существенные признаки |
Агроном |
– специалист по сельскому хозяйству с высшим образованием, обладающий обширными знаниями в области земледелия. |
Брейк |
– танец с элементами пантомимы и акробатики. |
Видеоклип |
– короткий музыкальный сюжет, состоящий из эстрадной песни и специально снятого изображения. |
Дюйм |
– единица
длины в английской системе мер, равна 1/12 фута, или |
Жалюзи |
– многостворчатые ставни и шторы из неподвижных или поворачивающихся пластинок, устанавливаемые на окнах домов для изменения светового потока. |
Камбала |
– промысловая рыб с сильно сжатым с боков телом и несимметричным строением черепа, в связи с чем глаза расположены с одной стороны. |
Мультипликация |
– съемка в кино последовательных фаз движений рисованных или объемных фигур. |
Пастила |
– кондитерское изделие из протертых и сваренных с сахаром фруктов или ягод и яичных белков. |
Универсальный |
– пригодный для многих целей, с многообразным назначением, выполняющий разнообразные функции. |
3)
Объяснение нового материала. Понятие как форма мышления,
§2.3, с.38-42.
o
Теоретический
материал, излагаемый на этом уроке, должен быть минимизирован и как можно шире
подкреплен всевозможными примерами.
4) Закрепление материала.
o
Рассмотреть как можно больше заданий, приведенных на с.40-42
учебника.
· Задания УЧ: №1-10 §2.3 с.40-42.
5) Практическая работа
№8. Строим диаграммы (задания 1-2), с.140-141.
o
При выполнении
ПР№8 (задания 1-2) закрепляются навыки представления информации в табличной
форме и формируются представления о компьютерных возможностях визуализации
числовых данных.
6) Подведение итогов
урока.
7)
Домашнее задание.
· §2.3, с.38-42; вопросы.
· РТ: №11 с.45.
· РТ: №17 с.48.
Работа 8. Размещаем текст и графику в таблице
Цель работы
· Научиться создавать диаграмму по таблице Word, верхняя строка и левый столбец которой содержат подписи, а остальные ячейки заполнены числами;
· устанавливать параметры диаграммы в диалоговом окне.
Задание 1
1.
Откройте текстовый процессор MS
Word.
2.
Откройте текстовый файл Задача1.doc (Мои
документы\6класс\Заготовки).
Наибольшая
глубина озера Байкал –
3.
На основании этой информации создайте и заполните
следующую таблицу:
Озеро |
Глубина (м) |
Байкал |
1620 |
Онежское |
127 |
Иссык-Куль |
668 |
Ладожское |
225 |
4.
Выделите таблицу и щелкните на кнопке Добавить диаграмму .
Появится столбчатая диаграмма, показывающая глубину перечисленных озер, а также
еще одна таблица с исходными данными.
5.
Выполните команду [Диаграмма – Параметры диаграммы]. В открывшемся диалоговом окне
выберите вкладку Заголовки, в
соответствующее поле ввода введите название диаграммы «Глубина озер»; на вкладке
Легенда установите флажок Добавить легенду и активизируйте по своему
усмотрению один из переключателей, задающий ее расположение. Щелкните на кнопке
ОК.
6.
Установите указатель мыши вне области новых объектов
и выполните щелчок левой кнопкой мыши.
7.
Сохраните файл в собственной папке под именем Глубина и
закройте программу.
Задание 2
1.
Откройте текстовый файл Задача2.doc (Мои
документы\6класс\Заготовки).
Площадь России
равна 17,1 млн км2, площадь Китая – 9,6 млн км2, площадь Индии
– 3,3 млн км2 и площадь США – 9,4 млн км2.
2.
Оформите приведенные данные в виде таблицы (см. п.3
задания 1).
3.
По таблице постройте столбчатую диаграмму (см. п.4-6
задания 1).
4.
Сохраните файл в собственной папке под именем Площадь и
закройте программу.