6 класс

 

Урок 4

 

Двоичное кодирование числовой информации. (Двоичная система счисления).

Практическая работа №2 (задание 2). Ввод, редактирование и форматирование текста.

 

Цели урока:

·         расширить представления школьников о позиционных системах счисления;

·         сформировать навыки двоичного кодирования целых десятичных чисел;

·         закрепить навыки создания текстовых документов.

Основные понятия:

·         двоичная система счисления;

·         двоичное кодирование.

Оборудование:

·         мультимедийный проектор.

 

Ход урока:

 

1) Актуализация и проверка усвоения изученного материала:

·         Вопросы №1-2 с.27 §1.3.

o   Какие данные называют цифровыми?

§  Цифровые данные – это данные, записанные с помощью чисел.

o   Почему возникла потребность в цифровом представлении информации?

§  Т.к. цифровую информацию просто копировать и изменять; хранить и передавать одними и теми же методами, независимо от типа данных.

·         Вопросы.

o   Что такое система счисления?

§  Система счисления – это совокупность приёмов и правил для обозначения и именования чисел.

o   Какая система счисления называется непозиционной?

§  Непозиционная система счисления (количественные значения символов, используемых для записи чисел, не зависят от их положения (места, позиции) в коде числа).

§  В Древнем Египте для изображения числа 3252 рисовали 3 цветка лотоса (три тысячи), 2 свёрнутых пальмовых листа (2 сотни), 5 дуг (5 десятков) и 2 шеста (2 единицы).

o   Какая система счисления называется позиционной?

§  Позиционная система счисления (количественные значения символов, используемых для записи чисел, зависят от их положения (места, позиции) в коде числа).

o   Как можно охарактеризовать привычную нам систему счисления?

§  Десятичная позиционная система счисления.

·         Визуальная проверка и обсуждение заданий РТ: №12, 14 с. 10.

 

2) Объяснение нового материала: Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную, §1.3. с.18.

 

I способ: содержательный

Метод разностей

 

Задание №1.140910 = ?2

Решение.

1) Рассмотрим числовой ряд: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512, 1024, 2048 …

2) Возьмём ближайшее к числу 1409, но не превосходящее его число из числового ряда и составим разность: 1409 – 1024 = 385.

3) Возьмём ближайшее к полученной разности – числу 385, но не превосходящее его число из числового ряда и опять составим разность: 385 – 256 = 129.

4) Поступим аналогично: 129 – 128 = 1.

5) В итоге получим: 1409 = 1024 + 256 + 128 + 1 = 1×1024 + 0×512 + 1×256 + 1×128 + 0×64 + 0×32 + 0×16 + 0×8 + 0×4 + 0×2 + 1×1.

Ответ: 140910 = 101100000012.

Задание №1.140910 = ?2

Решение.

1) Рассмотрим числовой ряд: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512, 1024, 2048 …

2) Представим число 1409 в виде суммы чисел из числового ряда (начнём с числа, ближайшего к 1409, но не превосходящего его):

1409 = 1024 + 385 = 1024 + 256 + 129 = 1024 + 256 + 128 + 1.

1

4

0

9

 

 

 

3

8

5

 

 

 

1

2

9

 

1

0

2

4

 

 

 

 

2

5

6

 

 

 

 

1

2

8

 

 

3

8

5

 

 

 

 

1

2

9

 

 

 

 

 

 

1

3) В итоге получим:

1409 = 1×1024 + 0×512 + 1×256 + 1×128 + 0×64 + 0×32 + 0×16 + 0×8 + 0×4 + 0×2 + 1×1.

Ответ: 140910 = 101100000012.

 

Задание:

·         РТ: №17 с.12 (25 г; 105 г).

 

№1. 2510 = ?2

Решение.

1) Рассмотрим числовой ряд: 1, 2, 4, 8, 16, 32 …

2) Представим число 25 в виде суммы чисел из числового ряда, (начнём с числа, ближайшего к 25, но не превосходящего его): 25 = 16 + 8 + 1.

3) Получим: 25 = 1×16 + 1×8 + 0×4 + 0×2 + 1×1.

Ответ: 2510 = 110012.

 

№5. 10510 = ?2

Решение.

1) Рассмотрим числовой ряд: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128 …

2) Представим число 105 в виде суммы чисел из числового ряда, (начнём с числа, ближайшего к 105, но не превосходящего его): 105 = 64 + 41 = 64 + 32 + 9 = 64 + 32 + 8 + 1.

3) Получим: 105 = 1×64 + 1×32 + 0×16 + 1×8 + 0×4 + 0×2 + 1×1.

Ответ: 10510 = 11010012.

 

Задание:

·         РТ: №19 с.13.

o    Цель: сформировать у школьников представление, что числа 1, 2, 4, 8 и т.д. выполняют роль, аналогичную разрядным слагаемым в десятичной системе счисления.

 

II способ: формальный

Суть метода не объясняется. Достаточно сообщить учащимся, что такой же результат получается и при выполнении определённых формальных действий: запись остатков от деления исходного числа и получаемых частных на 2, продолжаемого до тех пор, пока очередное частное не окажется равным 0.

 

Исходное число и результат целочисленного деления предыдущего числа на 2

1409

704

352

176

88

44

22

11

5

2

1

0

Остатки от деления стоящих в верхней строке чисел на 2

1

0

0

0

0

0

0

1

1

0

1

пустая

Ответ: 140910 = 101100000012.

 

Задание:

·         РТ: №18(1) с.12.

 

№1. 20010 = ?2

Решение.

200

100

50

25

12

6

3

1

0

0

0

0

1

0

0

1

1

пустая

Ответ: 20010 = 110010002.

 

3) Домашнее задание:

·         §1.3 с.18-19, вопросы.

·         РТ: №17 с.12 (48 г, 72 г, 127 гI способом); №18 (489, 543, 950, 1025 – II способом).

·         Подготовиться к тестированию по изученному материалу.

 

4) Практическая работа №2 (задание 2). Ввод, редактирование и форматирование текста, с.124.


6 класс

 

Урок 4

 

1) Повторение и проверка домашнего задания:

 

2) Перевод целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную, §1.3. с.18.

 

1409 = 1×1000 + 4×100 + 0×10 + 9×1.

 

Задание:

 

I способ: содержательный

Метод разностей

 

Задание №1.140910 = ?2

Решение.

1) Рассмотрим числовой ряд:

 

1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512, 1024, 2048 …

 

2) Представим число 1409 в виде суммы чисел из числового ряда (начнём с числа, ближайшего к 1409, но не превосходящего его):

 

1409 = 1024 + 385 = 1024 + 256 + 129 = 1024 + 256 + 128 + 1.

 

1

4

0

9

 

 

 

3

8

5

 

 

 

1

2

9

 

1

0

2

4

 

 

 

 

2

5

6

 

 

 

 

1

2

8

 

 

3

8

5

 

 

 

 

1

2

9

 

 

 

 

 

 

1

 

3) В итоге получим:

 

1409 = 1×1024 + 0×512 + 1×256 + 1×128 + 0×64 + 0×32 + 0×16 + 0×8 + 0×4 + 0×2 + 1×1.

 

Ответ: 140910 = 101100000012.

Задание:

 

II способ: формальный

 

Исходное число и результат целочисленного деления предыдущего числа на 2

1409

704

352

176

88

44

22

11

5

2

1

0

Остатки от деления стоящих в верхней строке чисел на 2

1

0

0

0

0

0

0

1

1

0

1

пустая

Ответ: 140910 = 101100000012.

 

Задание:

·         РТ: №18(1) с.12.

 

 

3) Домашнее задание:

·         §1.3 с.18-19, вопросы.

·         РТ: №17 с.12 (48 г, 72 г, 127 г – I способом); №18 (489, 543, 950, 1025 – II способом).

·         Подготовиться к тестированию.

 

 

4) Практическая работа №2 (задание 2). Ввод, редактирование и форматирование текста, с.124.


Компьютерный практикум

 

6 класс

Практическая работа 2.

Ввод, редактирование и форматирование текста

 

Задание 2

1.      Откройте текстовый процессор MS Word.

2.      На горизонтальной линейке установите маркер отступа первой строки на 1 см.

3.      Установите шрифт Arial, размер шрифта 14, выравнивание по ширине. Введите следующий текст:

 

Текст – это связное по смыслу и грамматически высказывание в устной и письменной форме. Основными признаками текста являются связность и цельность. Предложения, входящие в текст, расположены в определенном порядке. Это создаёт связность текста. Цельность тексту придаёт смысловое единство. Каждый текст заключает в себе определённое содержание, то есть имеет свою форму. Предложения в тексте объединяются не только темой, но и основной идеей. Несколько предложений, выражающих одну мысль, оформляют отдельным абзацем.

 

4.      С помощью кнопки Правописание проверьте, нет ли ошибок в набранном вами тексте.

5.      Разбейте текст на абзацы. Для этого с помощью клавиш управления курсором (клавиши со стрелками) или мыши помещайте курсор в нужное место (конец абзаца) и нажимайте клавишу {Enter}.

С помощью кнопки Непечатаемые символы    отобразите на экране знаки форматирования и убедитесь, что символы, отмечающие концы абзацев, стоят в нужных местах. Убедитесь, что все абзацы начинаются с красной строки.

 

Текст – это связное по смыслу и грамматически высказывание в устной и письменной форме. Основными признаками текста являются связность и цельность.

Предложения, входящие в текст, расположены в определенном порядке. Это создаёт связность текста.

Цельность тексту придаёт смысловое единство. Каждый текст заключает в себе определённое содержание, то есть имеет свою форму.

Предложения в тексте объединяются не только темой, но и основной идеей. Несколько предложений, выражающих одну мысль, оформляют отдельным абзацем.

 

6.       Вспомните, как выделяются отдельные слова и строки. Завершите форматирование текста по следующему образцу:

 

Текст – это связное по смыслу и грамматически высказывание в устной и письменной форме. Основными признаками текста являются связность и цельность.

Предложения, входящие в текст, расположены в определенном порядке. Это создаёт связность текста.

Цельность тексту придаёт смысловое единство. Каждый текст заключает в себе определённое содержание, то есть имеет свою форму.

Предложения в тексте объединяются не только темой, но и основной идеей. Несколько предложений, выражающих одну мысль, оформляют отдельным абзацем.

 

7.       Сохраните файл в собственной папке под именем Текст и закройте программу.

 

№5. 12710 = ?2

Решение.

1) Рассмотрим числовой ряд: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128 …

2) Представим число 127 в виде суммы чисел из числового ряда, (начнём с числа, ближайшего к 1409, но не превосходящего его):

127 = 64 + 63 = 64 + 32 + 31 = 64 + 32 + 16 + 15 = 64 + 32 + 16 + 8 + 7 =

= 64 + 32 + 16 + 8 + 4 + 3 = 64 + 32 + 16 + 8 + 4 + 2 + 1.

3) Получим: 127 = 1×64 + 1×32 + 1×16 + 1×8 + 1×4 + 1×2 + 1×1.

Ответ: 12710 = 11111112.

 

 

Содержание