6 класс
Урок 4
Двоичное
кодирование числовой информации. (Двоичная система счисления).
Практическая
работа №2 (задание 2). Ввод, редактирование и форматирование текста.
Цели
урока:
· расширить представления школьников о позиционных системах счисления;
· сформировать навыки двоичного кодирования целых десятичных чисел;
· закрепить навыки создания текстовых документов.
Основные
понятия:
· двоичная система счисления;
· двоичное кодирование.
Оборудование:
· мультимедийный проектор.
Ход
урока:
1) Актуализация и
проверка усвоения изученного материала:
· Вопросы №1-2 с.27 §1.3.
o Какие данные называют цифровыми?
§ Цифровые данные – это данные, записанные с помощью
чисел.
o Почему возникла потребность в цифровом представлении информации?
§ Т.к. цифровую информацию просто копировать и изменять;
хранить и передавать одними и теми же методами, независимо от типа данных.
· Вопросы.
o Что такое система счисления?
§ Система
счисления – это совокупность приёмов
и правил для обозначения и именования чисел.
o Какая система счисления называется непозиционной?
§ Непозиционная система счисления (количественные значения символов,
используемых для записи чисел, не зависят от их положения (места, позиции) в
коде числа).
§ В Древнем Египте для изображения числа 3252 рисовали 3
цветка лотоса (три тысячи), 2 свёрнутых пальмовых листа (2 сотни), 5 дуг (5
десятков) и 2 шеста (2 единицы).
o Какая система счисления называется позиционной?
§ Позиционная система счисления (количественные значения символов,
используемых для записи чисел, зависят от их положения (места, позиции) в коде
числа).
o Как можно охарактеризовать привычную нам систему счисления?
§ Десятичная позиционная система счисления.
· Визуальная проверка и обсуждение заданий РТ: №12, 14 с. 10.
2)
Объяснение нового материала: Перевод целых чисел из десятичной системы счисления
в двоичную, §1.3. с.18.
I способ: содержательный
Метод
разностей
Задание
№1.140910 = ?2
Решение.
1) Рассмотрим числовой ряд: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512, 1024, 2048 …
2) Возьмём ближайшее к числу 1409, но не превосходящее его число из числового ряда и составим разность: 1409 – 1024 = 385.
3) Возьмём ближайшее к полученной разности – числу 385, но не превосходящее его число из числового ряда и опять составим разность: 385 – 256 = 129.
4) Поступим аналогично: 129 – 128 = 1.
5) В итоге получим: 1409 = 1024 + 256 + 128 + 1 = 1×1024 + 0×512 + 1×256 + 1×128 + 0×64 + 0×32 + 0×16 + 0×8 + 0×4 + 0×2 + 1×1.
Ответ: 140910 = 101100000012.
Задание №1.140910 = ?2
Решение.
1) Рассмотрим числовой ряд: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512, 1024, 2048 …
2) Представим число 1409 в виде суммы чисел из числового ряда (начнём с числа, ближайшего к 1409, но не превосходящего его):
1409 = 1024 + 385 = 1024 + 256 + 129 = 1024 + 256 + 128 + 1.
– |
1 |
4 |
0 |
9 |
|
|
|
– |
3 |
8 |
5 |
|
|
|
– |
1 |
2 |
9 |
|
1 |
0 |
2 |
4 |
|
|
|
|
2 |
5 |
6 |
|
|
|
|
1 |
2 |
8 |
|
|
3 |
8 |
5 |
|
|
|
|
1 |
2 |
9 |
|
|
|
|
|
|
1 |
3) В итоге получим:
1409 = 1×1024 + 0×512 + 1×256 + 1×128 + 0×64 + 0×32 + 0×16 + 0×8 + 0×4 + 0×2 + 1×1.
Ответ: 140910 = 101100000012.
Задание:
·
РТ: №17 с.12 (
№1. 2510 = ?2
Решение.
1) Рассмотрим числовой ряд: 1, 2, 4, 8, 16, 32 …
2) Представим число 25 в виде суммы чисел из числового ряда, (начнём с числа, ближайшего к 25, но не превосходящего его): 25 = 16 + 8 + 1.
3) Получим: 25 = 1×16 + 1×8 + 0×4 + 0×2 + 1×1.
Ответ:
2510 = 110012.
№5. 10510 = ?2
Решение.
1) Рассмотрим числовой ряд: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128 …
2) Представим число 105 в виде суммы чисел из числового ряда, (начнём с числа, ближайшего к 105, но не превосходящего его): 105 = 64 + 41 = 64 + 32 + 9 = 64 + 32 + 8 + 1.
3) Получим: 105 = 1×64 + 1×32 + 0×16 + 1×8 + 0×4 + 0×2 + 1×1.
Ответ:
10510 = 11010012.
Задание:
·
РТ:
№19 с.13.
o Цель: сформировать у
школьников представление, что числа 1, 2, 4, 8 и т.д. выполняют роль,
аналогичную разрядным слагаемым в десятичной системе счисления.
II способ: формальный
Суть
метода не объясняется. Достаточно сообщить учащимся, что такой же результат
получается и при выполнении определённых формальных действий: запись остатков
от деления исходного числа и получаемых частных на 2, продолжаемого до тех пор,
пока очередное частное не окажется равным 0.
Исходное число и результат
целочисленного деления предыдущего числа на 2 |
1409 |
704 |
352 |
176 |
88 |
44 |
22 |
11 |
5 |
2 |
1 |
0 |
Остатки от деления стоящих в верхней строке чисел на
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
пустая |
Ответ: 140910 = 101100000012.
Задание:
·
РТ: №18(1) с.12.
№1. 20010 = ?2
Решение.
200 |
100 |
50 |
25 |
12 |
6 |
3 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
0 |
0 |
1 |
1 |
пустая |
Ответ: 20010 = 110010002.
3) Домашнее
задание:
· §1.3 с.18-19, вопросы.
·
РТ: №17 с.12
(
· Подготовиться к тестированию по изученному материалу.
4) Практическая
работа №2 (задание 2). Ввод, редактирование и форматирование текста, с.124.
6 класс
Урок 4
1) Повторение и
проверка домашнего задания:
2) Перевод
целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную, §1.3. с.18.
1409 = 1×1000 + 4×100 + 0×10 + 9×1.
Задание:
I способ: содержательный
Метод
разностей
Задание
№1.140910 = ?2
Решение.
1)
Рассмотрим числовой ряд:
1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128, 256, 512, 1024, 2048 …
2)
Представим число 1409 в виде суммы чисел из числового ряда (начнём с числа,
ближайшего к 1409, но не превосходящего его):
1409 = 1024 + 385 = 1024 + 256 + 129 = 1024 + 256 +
128 + 1.
– |
1 |
4 |
0 |
9 |
|
|
|
– |
3 |
8 |
5 |
|
|
|
– |
1 |
2 |
9 |
|
1 |
0 |
2 |
4 |
|
|
|
|
2 |
5 |
6 |
|
|
|
|
1 |
2 |
8 |
|
|
3 |
8 |
5 |
|
|
|
|
1 |
2 |
9 |
|
|
|
|
|
|
1 |
3)
В итоге получим:
1409 = 1×1024 + 0×512 + 1×256 + 1×128 + 0×64 + 0×32 + 0×16 + 0×8 + 0×4 + 0×2 + 1×1.
Ответ:
140910 = 101100000012.
Задание:
II способ: формальный
Исходное число и результат
целочисленного деления предыдущего числа на 2 |
1409 |
704 |
352 |
176 |
88 |
44 |
22 |
11 |
5 |
2 |
1 |
0 |
Остатки от деления стоящих в верхней строке чисел на
2 |
1 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
1 |
пустая |
Ответ: 140910 = 101100000012.
Задание:
·
РТ: №18(1) с.12.
3) Домашнее
задание:
·
§1.3 с.18-19,
вопросы.
·
РТ: №17 с.12 (
·
Подготовиться к
тестированию.
4) Практическая
работа №2 (задание 2). Ввод, редактирование и форматирование текста, с.124.
Компьютерный практикум
6 класс
Практическая работа 2.
Ввод,
редактирование и форматирование текста
Задание 2
1. Откройте текстовый процессор MS Word.
2. На
горизонтальной линейке установите маркер отступа первой строки на
3. Установите шрифт Arial, размер шрифта 14, выравнивание по ширине. Введите следующий текст:
Текст – это связное по смыслу и грамматически
высказывание в устной и письменной форме. Основными признаками текста являются
связность и цельность. Предложения, входящие в текст, расположены в определенном
порядке. Это создаёт связность текста. Цельность тексту придаёт смысловое
единство. Каждый текст заключает в себе определённое содержание, то есть имеет
свою форму. Предложения в тексте объединяются не только темой, но и основной
идеей. Несколько предложений, выражающих одну мысль, оформляют отдельным
абзацем.
4. С помощью кнопки Правописание проверьте, нет ли ошибок в набранном вами тексте.
5. Разбейте текст на абзацы. Для этого с помощью клавиш управления курсором (клавиши со стрелками) или мыши помещайте курсор в нужное место (конец абзаца) и нажимайте клавишу {Enter}.
С помощью кнопки Непечатаемые символы ¶ отобразите на экране знаки форматирования и убедитесь, что символы, отмечающие концы абзацев, стоят в нужных местах. Убедитесь, что все абзацы начинаются с красной строки.
Текст – это связное по
смыслу и грамматически высказывание в устной и письменной форме. Основными признаками
текста являются связность и цельность.
Предложения, входящие в
текст, расположены в определенном порядке. Это создаёт связность текста.
Цельность тексту
придаёт смысловое единство. Каждый текст заключает в себе определённое содержание,
то есть имеет свою форму.
Предложения в тексте
объединяются не только темой, но и основной идеей. Несколько предложений, выражающих
одну мысль, оформляют отдельным абзацем.
6. Вспомните,
как выделяются отдельные слова и строки. Завершите форматирование текста по
следующему образцу:
Текст – это связное по смыслу и грамматически высказывание в
устной и письменной форме. Основными признаками текста являются связность
и цельность.
Предложения, входящие в текст, расположены в определенном
порядке. Это создаёт связность текста.
Цельность тексту
придаёт смысловое единство. Каждый
текст заключает в себе определённое содержание, то есть имеет свою
форму.
Предложения в тексте
объединяются не только темой, но и основной идеей. Несколько предложений,
выражающих одну мысль, оформляют отдельным абзацем.
7. Сохраните
файл в собственной папке под именем Текст и
закройте программу.
№5. 12710 = ?2
Решение.
1) Рассмотрим числовой ряд: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128 …
2) Представим число 127 в виде суммы чисел из числового ряда, (начнём с числа, ближайшего к 1409, но не превосходящего его):
127 = 64 + 63 = 64 + 32 + 31 = 64 + 32 + 16 + 15 = 64 + 32 + 16 + 8 + 7 =
= 64 + 32 + 16 + 8 + 4 + 3 = 64 + 32 + 16 + 8 + 4 + 2 + 1.
3) Получим: 127 = 1×64 + 1×32 + 1×16 + 1×8 + 1×4 + 1×2 + 1×1.
Ответ:
12710 = 11111112.