Информатика 9 класс Дата ___________
Цели урока:
- предметные – представление о сущности и разнообразии табличных информационных моделей;
- метапредметные – владение информационным моделированием как важным методом приобретения знаний;
- личностные – представление о сферах применения информационного моделирования.
Задачи:
1) обобщение и систематизация представлений учащихся о табличных информационных моделях;
2) рассмотрение примеров использования таблиц как разновидности информационных моделей.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний уч-ся. Опрос домашнего задания.
III. Изложение новой темы.
«Табличные информационные модели»
1 слайд — название презентации;
2 слайд — ключевые слова;
- таблица
- таблица «объект – свойство»
- таблица «объект – объект»
3 слайд — представление информации в табличной форме (примеры таблиц);
Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.
В табличных информационных моделях информация об объектах представляется в виде прямоугольной таблицы, состоящей из столбцов и строк.
Вам хорошо известно табличное представление расписания уроков, в табличной форме представляются расписания движения автобусов, самолётов, поездов и многое другое.
Рассмотрим несколько примеров задач, которые удобно решать с помощью табличных информационных моделей.
4 слайд — задача о перекладывании камней;
Два игрока играют в следующую игру. Перед ними лежат две кучки камней, в первой из которых 3 камня, а во второй - 2 камня. У каждого игрока неограниченно много камней. Игроки ходят по очереди. Ход состоит в том, что игрок или увеличивает в 3 раза число камней в какой-то куче, или добавляет 1 камень в какую-то кучу. Выигрывает игрок, после хода которого общее число камней в двух кучах становится не менее 16. Кто выигрывает при безошибочной игре - игрок, делающий первый ход, или игрок, делающий второй ход? Каким должен быть первый ход выигрывающего игрока?
Ответ обоснуйте.
5 слайд — весовая матрица;
Взвешенный граф.
6 слайд — задача о коктейлях;
Три подружки - Аня, Света и Настя - купили различные молочные коктейли в белом, голубом и зелёном стаканчиках. Ане достался не белый стаканчик, а Свете - не голубой. В белом стаканчике не банановый коктейль. В голубой стаканчик налит ванильный коктейль. Света не любит клубничный коктейль.
Требуется выяснить, какой коктейль и в каком стаканчике купила каждая из девочек.
7 слайд — задача о коктейлях (решение);
Ответ: Аня купила ванильный коктейль в голубом стаканчике, Света - банановый коктейль в зелёном стаканчике, Настя - клубничный коктейль в белом стаканчике.
Работа во фронтальном режиме с интерактивным задачником, раздел "Табличные модели" в режиме «Тренировка».
8 слайд — самое главное.
- Представленная в таблице информация наглядна, компактна и легко обозрима.
- Таблица типа «объект - свойство» - это таблица, содержащая информацию о свойствах отдельных объектах, принадлежащих одному классу.
- Таблица типа «объект - объект» - это таблица, содержащая информацию о некотором одном свойстве пар объектов, чаще всего принадлежащих разным классам.
IV. Закрепление темы.
V. Индивидуальная работа. Практическая работа на ПК.
VI. Итоги урока. Домашнее задание. §1.4. стр 27 – 29, ответить на вопросы.