Сигнальные системы человека. РечьВысшая нервная деятельность, в частности, основана на двух
сигнальных системах, обеспечивающих взаимодействие человека
с действительностью. Обе эти системы являются особыми формами
деятельности коры головного мозга, которая проявляется в рефлекторных
реакциях.
Первая сигнальная система характеризуется реакциями, возникающими как результат влияния внешних факторов на сенсорные системы организма. А вот вторая сигнальная система определяется рефлекторными реакциями на слова. Скажем, когда на запах свежеиспеченных булочек у вас выделяется слюна — это пример того, как сработала первая сигнальная система. Результатом работы второй сигнальной системы является выделение слюны, когда при вас произносят слово «булочка». Речь — это система особых знаков и средств общения между людьми. Она формировалась на основе звуков, которые научился произносить человек. Однако только звуками речь не ограничивается: в современном обществе огромное значение имеет письменность — графическая составляющая речи. Виды обученияОбучение во все времена было одним из главных факторов выживания. Тот, кто учился лучше, в борьбе с силами природы выживал чаще, поэтому человечество изобрело различные способы обучения. Самым простым видом обучения является догматическое, когда знания приобретаются путем механического запоминания, без какихлибо попыток понимания того, что изучается. Вследствие такого подхода данный вид обучения является наименее эффективным, и он никак не способствует умственному развитию человека (рис. 46.1).
Рис. 46.1. Догматическое обучение было распространено во времена Средневековья При объяснительно-иллюстративном обучении восприятие новой информации происходит с одновременным ее обобщением. Обычно в таком случае вам предлагаются практические упражнения или учебный материал с иллюстрациями, благодаря чему вы можете быстро и прочно усвоить информацию. Однако этот вид обучения не способствует формированию творческого мышления. А вот проблемное обучение осуществляется посредством решения учебных или реальных проблем. Для того чтобы их решить, вам приходится вспоминать то, что вы уже знаете, и учиться самостоятельно искать информацию. Этот вид обучения требует активного применения всех других форм обучения (рис. 46.2).
Рис. 46.2. Биологический турнир — пример проблемного обучения ПамятьЛюбое обучение имеет смысл только тогда, когда информация, которую вы получили, запоминается. Такое запоминание возможно только с привлечением механизмов памяти человека. Память — это психический феномен, который заключается в сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, что дает возможность его повторного применения в процессе жизнедеятельности человека. Существует несколько способов классификации памяти по разным принципам. Какие бывают виды памяти по содержанию запоминаемого материала, смотрите в таблице. Виды памяти по содержанию запоминаемого материала
Рис. 46.3. Декламация — пример словесно-логической памяти О видах памяти по времени хранения запоминаемого материала можно узнать из таблицы. Виды памяти по времени хранения запоминаемого материала
Виды памяти по цели деятельности, в которую включено запоминание
Проверьте свои знания
Содержание |
-->