Информатика 10 класс
Дата _____________
Урок 9. «Кодирование графической, звуковой и видеоинформации».
Цели урока: сформировать представления
уч-ся о графической, звуковой и видеоинформации на компьютере; закрепить навыки
решения задач на кодирование информации.
Ход урока:
I.
Организационный
момент.
II.
Актуализация знаний уч-ся.
Опрос домашнего задания.
III.
Изложение
новой темы.
«Кодирование графической, звуковой и видеоинформации».
Создавать и хранить графические
объекты в компьютере можно двумя способами: как растровое или как векторное изображение. Для каждого типа
изображения используется свой способ кодирования. Растровое изображение представляет собой совокупность
точек, используемых для его отображения на экране монитора. Количество бит,
отводимое на каждый пиксель для представления цвета, называют глубиной цвета. От количества выделяемых бит
зависит разнообразие палитры.
Векторное изображение представляет собой совокупность
графических примитивов. Каждый примитив состоит из элементарных отрезков
кривых, параметры которых (координаты узловых точек, радиус кривизны и пр.)
описываются математическими формулами.
Звук представляет собой непрерывный
сигнал — звуковую волну с меняющейся амплитудой и частотой. Частота
звуковой волны выражается числом колебаний в секунду и измеряется в герцах (Гц, Hz).
Человеческое ухо способно воспринимать звуки в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц, который называют звуковым. Количество бит, отводимое на
один звуковой сигнал, называют глубиной кодирования звука. Процесс перевода звуковых сигналов
от непрерывной формы представления к дискретной, цифровой форме называют оцифровкой. Частота дискретизации звука — это количество измерений
громкости звука за одну секунду.
Когда говорят о видеозаписи, прежде всего имеют в виду
движущееся изображение на экране телевизора или монитора.
Преобразование оптического изображения в последовательность
электрических сигналов осуществляется видеокамерой. Эти сигналы несут
информацию о яркости и цвете отдельных участков изображения. Они сохраняются на
носителе в виде изменения намагниченности видеоленты (аналоговая форма) или в
виде последовательности кодовых комбинаций электрических импульсов (цифровая
форма).
Процесс превращения непрерывного
сигнала в набор кодовых слов называется аналого-цифровым преобразованием.
Это сложный процесс, состоящий из:
- дискретизации, когда непрерывный сигнал заменяется последовательностью мгновенных
значений через равные промежутки времени;
- квантования, когда величина каждого отсчёта заменяется округлённым
значением ближайшего уровня;
- кодирования, когда каждому значению уровней
квантования, полученных на предыдущем этапе, сопоставляются их порядковые
номера в двоичном виде.
IV.
Закрепление
темы.
V.
Индивидуальная
работа. Практическая работа на ПК. Тест № 15 «Кодирование графических
изображений»,
Тест № 16 «Кодирование звука и видео».
VI.
Итоги
урока. Домашнее задание. §§16 - 17 стр 128– 159, ответить
на вопросы.