Информатика, 11 класс. Урок № 29.
Тема — Информационное общество
Урок посвящен знакомству с информационным обществом. В
ходе урока школьники познакомятся с понятием «информационного общества» и его
основными чертами. Узнают об этапах развития информационного общества в России.
Им будет представлен обзор информационных ресурсов, продуктов, услуг. Познакомятся
с правилами поведения в социальных сетях и системах обмена
сообщениями.
Информационное общество, информационные
ресурсы, информационный продукт, информационная услуга, сетевой этикет.
В современном обществе имеется огромное количество
компьютеров и вообще разнообразной информационной техники (телефоны,
телевизоры, факсы и пр.). Появляется множество профессий, связанных с поиском,
хранением, преобразованием информации. Информация становится определяющим
ресурсом экономического и общественного развития. Ошибочно информатизация
понимается исключительно лишь как процесс внедрения современных компьютерных,
информационных технологий в жизнь человека и общества на базе новейшей
компьютерной, телекоммуникационной техники и Интернета. В чем же суть и смысл
процесса информатизации? Информатизация — это процесс овладения информацией как
ресурсом управления и развития с помощью средств информатики с целью создания
информационного общества и на этой основе — дальнейшего продолжения прогресса
цивилизации.
Информационное общество — новая историческая
фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются
информация и знания.
Основные черты информационного общества:
1. Увеличение роли
информации и знаний в жизни общества.
2. Возрастание числа
людей, занятых в сфере информационных и коммуникационных технологий.
3. Рост доли
информационных продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте.
4. Широкомасштабное
использование ИКТ во всех сферах социально-экономической, политической и
культурной жизни общества.
5. Создание глобального
информационного пространства.
6. Развитие
информационной экономики, электронного правительства, электронных социальных
сетей и др.
Настоящее время — это период, характеризующийся
небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится как к экономике,
так и к социальной сфере. Информация является решающим фактором, определяющим
развитие технологии и ресурсов в целом. Рыночные отношения предъявляют
повышенные требования к своевременности, достоверности, полноте информации.
Одним из ключевых понятий при информатизации общества стало понятие «информационные
ресурсы».
Совокупность всей информации, накопленной
человечеством в процессе развития науки, культуры, образования и практической
деятельности людей, называют информационными ресурсами.
Информационным ресурсом может быть файл, документ,
веб-сайт, фотография, видеофрагмент. Информационный ресурс — данные в любом
виде, которые можно многократно использовать для решения проблем пользователей.
Государственные информационные ресурсы используются для решения задач
государственного управления, обеспечения прав и безопасности граждан, поддержки
социально-экономического развития страны, развития культуры, науки, образования
и т. д. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах,
подчиняется федеральному закону «Об информации, информационных
технологиях и о защите информации».
Информационные ресурсы общества можно рассматривать
как знания, накопленные человечеством и материализованные в виде документов,
баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, произведений искусства,
литературы и науки.
Информационные ресурсы можно классифицировать
следующим образом:
— Библиотечные ресурсы.
— Архивные ресурсы.
— Научно-техническая информация.
— Правовая информация и информация государственных
структур.
— Отраслевая информация.
— Финансовая и экономическая информация.
— Информация о природных ресурсах и т. д.
Информационные ресурсы признаются одним из важнейших
видов ресурсов в любой стране. В наиболее развитых странах они являются
объектом особого внимания.
Сейчас активно идет процесс снижения ценности
материального продукта, но повышается ценность информации. В современном
обществе информация становится ценным продуктом.
Информационный продукт — информация всех
видов, программные продукты, базы данных, представленные в форме товара, т. е.
созданные с целью продажи за деньги или обмена на другие продукты.
Информационный продукт — это уникальный показатель
эпохи всеобщей автоматизации и информатизации и имеет ряд определенных отличий
от материального продукта. Так, любой информационный продукт обладает
качеством, которое присуще информации в целом — он не подвержен амортизации,
физическому износу. Вы можете неоднократно использовать информационный продукт,
и он не потеряет в качестве и уникальности. Для примера: многократное воспроизведение
фильма никак не повлияет на его содержание. Фильм не становится хуже с каждым
просмотром. Но следует сказать, что информационный продукт подвержен так
называемому моральному устареванию. Информация, которая была актуальной еще
вчера, может потерять всю свою значимость и востребованность сегодня. Также
показательным свойством информационного продукта является то, что расходы на
его изготовление, как правило, в разы превосходят дальнейшие расходы на его
тиражирование. Написать уникальную работу один раз всегда сложнее, чем затем
размножить ее на тысячи экземпляров. Немаловажное свойство информационного
продукта — его адресность. В зависимости от группы потребителей производитель
выбирает форму и способ изготовления будущего информационного продукта. Так,
публикация научной работы в профессиональном сообществе будет отличаться от
способа популяризации той же научной идеи для школьников. Информационный
продукт имеет свойство универсальности — может представлять ценность для разных
областей применения, использоваться с разными целями в разных проектах.
Информационные продукты распространяются
посредством информационных услуг.
Информационная услуга — это действия людей и
организаций, направленные на получение и предоставление в распоряжение
пользователя информационных продуктов.
Информационные услуги бывают различного вида, например: поиск и подбор информации. Различные кадровые
агентства оказывают услуги по подбору персонала. К информационным услугам можно
отнести деятельность различных учебных центров, рекламных агентств, разработку
программ и веб-сайтов.
Как и при использовании традиционных видов ресурсов и
продуктов, люди должны знать: где находятся информационные ресурсы, сколько они
стоят, кто ими владеет, кто в них нуждается, насколько они доступны. Ответы на
эти вопросы можно получить, если существует рынок информационных
продуктов и услуг.
Рынок информационных продуктов и услуг
(информационный рынок) — система экономических, правовых и
организационных отношений по торговле продуктами интеллектуального труда на
коммерческой основе.
В пространстве информационного рынка можно выделить
пять секторов:
• научно-техническая продукция в
виде проектных, технологических, методических разработок по разным отраслям;
• объекты художественной культуры в
виде текстовой, визуальной и аудиопродукции;
• услуги образования: все виды
обучения;
• управленческие данные и сообщения:
политическая и хозяйственная информация, статистические данные, данные о
рыночной ситуации, рекламные сообщения, оценки и рекомендации по принятию
решений;
• бытовая информация: сообщения
общего характера, сведения о потребительском рынке, сведения о рынке труда.
По мере продвижения к информационному обществу всё
большие возможности, связанные с использованием информационных и коммуникационных
технологий, появляются в сфере образования: оснащение школ мультимедийным
компьютерным оборудованием и цифровыми лабораториями кабинетов физики, химии,
биологии; формирование в школах медиацентров;
подключение школ к сети Интернет; использование на уроках и в домашних условиях
цифровых образовательных ресурсов; использование отдельных приложений для
автоматизации административных функций: учет кадров, ведение штатного
расписания школы, использование в подготовке расписания занятий, обмен документами
с вышестоящими органами управления образованием. Все эти процессы указывают на
формирование в образовательных учреждениях информационно-образовательной среды.
Всё чаще в обучении используются электронные образовательные ресурсы, которые
обеспечивают:
— моделирование и визуализацию информации об изучаемых
объектах;
— интерактивное взаимодействие пользователя и средства
ИКТ;
— хранение больших объёмов информации с возможностью
лёгкого доступа к ним;
— автоматизацию процессов вычислительной,
информационно-поисковой деятельности, а также обработки результатов учебного
эксперимента с возможностью многократного повторения фрагмента или самого
эксперимента;
— автоматизацию организационного управления учебной
деятельностью и контроля результатов усвоения;
— информационное взаимодействие между участниками
образовательного процесса с помощью локальных и глобальной компьютерных сетей.
Для того чтобы, общаясь в Интернете с использованием
различных его сервисов, не доставлять неприятностей собеседникам и не иметь их
самому, полезно следовать некоторым несложным правилам, называемым сетевым
этикетом. Правила сетевого этикета просты и похожи на правила поведения в
реальной жизни.
Для общения в чате, форуме, телеконференции выбирайте
себе псевдоним, или ник, не оскорбляющий других участников чата. Избегайте
нейтральных имен, не дающих возможности представить кто вы: женщина или
мужчина. Обращаясь к кому-либо, пишите его ник в начале вашей фразы. В
официальной переписке принято использовать подпись, содержащую некоторую информацию
об авторе письма: полное имя, должность или другие регалии, контактную
информацию. Поскольку во многих случаях программы для работы с электронной
почтой автоматически добавляют к письму однажды подготовленную подпись, будьте
внимательны и не помещайте в подпись информацию, которую вы не хотели бы
показывать всем своим корреспондентам.
В чате, форуме, гостевой книге общается большое
количество разных людей, с разными мнениями и интересами. Следует быть
тактичным и корректным в своих высказываниях. Не нападайте на человека только
из-за того, что его мнение не совпало с вашим. Уходя из чата, не забудьте
попрощаться с вашими собеседниками и, возможно, договориться о времени
следующей совместной беседы.
Всегда заполняйте поле «Тема» своего письма. Ориентируясь
по темам, проще выделить нужные письма в большом списке поступающей
корреспонденции, а также отфильтровать спам (от англ. spam) — навязчивую рекламу. Отвечая на чье-либо письмо, в
поле темы принято вписывать Re: Исходная тема.
Большинство программ для работы с почтой эту фразу вписывают автоматически.
Старайтесь не допускать грамматических ошибок. Многие современные текстовые
редакторы и программы для работы с электронной почтой имеют встроенные системы
проверки правописания. В любом случае полезно перед отправкой еще раз
перечитать письмо. Не повторяйте многократно одну и ту же фразу, не забивайте
«эфир».
В обычной (не деловой) переписке часто используются
смайлики — комбинации текстовых символов. Использование смайликов способно
придать письму живой характер и даже заменить жестикуляцию. Но не следует этим
злоупотреблять — это будет уже плохим тоном. Общаясь в Интернете, сообщая
сведения, выражая эмоции, не надейтесь на полную конфиденциальность переписки.
Коротко правила сетевого этикета можно сформулировать
следующим образом.
Правила сетевого этикета
1. Ясно идентифицируйте себя.
2. Знайте и уважайте своего адресата.
3. Указывайте тему сообщения.
4. Пишите грамотно, кратко. Давайте
чёткий ответ на поставленный вопрос.
5. В текстовых сообщениях можете выражать
эмоции с помощью небольших рисунков, называемых смайликами.
6. Не запрашивайте подтверждения
получения сообщения без необходимости.
7. Не допускайте спама —
бессодержательных, навязчивых или грубых сообщений в адрес другого лица или
группы лиц.
8. Не надейтесь на полную
конфиденциальность переписки.